?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Самотек в работе учреждений искусства
allin777
Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) - в секретариат ЦК ВКП(б) о кадровой политике в области искусства

17.08.1942

СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б)

тов. Андрееву А.А.
тов. Маленкову Г.М.
тов. Щербакову А.С.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

О ПОДБОРЕ И ВЫДВИЖЕНИИ КАДРОВ В ИСКУССТВЕ

Отсутствие правильной и твердой партийной линии в деле развития советского искусства в Комитете по делам искусств при СНК СССР и имеющийся самотек в работе учреждений искусства привели к извращениям политики партии в деле подбора, выдвижения и воспитания руководящего состава учреждений искусства, а также вокалистов, музыкантов, режиссеров, критиков и поставили наши театры и музыкальные учреждения в крайне тяжелое положение. В течение ряда лет во всех отраслях искусства извращалась национальная политика партии.

В управлениях Комитета по делам искусств и во главе многих учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно евреи). В Главном управлении театров заместителями начальника являются Фалковский и Гольцман; начальник Главного управления учебными заведениями — Владимирский (еврей). В главном управлении музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР (начальник управления Сурин — русский) все дела по подбору, выдвижению и оценке кадров решают: Плоткин — зам. начальника управления — еврей и Шлифштейн — консультант управления — еврей. Комитет по делам искусств целиком передоверил этим людям, нередко чуждым русскому искусству, подбор и выдвижение кадров. В результате во многих учреждениях русского искусства русские люди оказались в нацменьшинстве.

В Большом театре Союза ССР, являющемся центром и вышкой русской музыкальной культуры и оперного искусства СССР, руководящий состав целиком нерусский:

И[сполняющий] о[бязанности] директора Большого театра Леонтьев еврей беспартийный
Главный режиссер и дирижер Самосуд еврей беспартийный
Дирижер Файер еврей член ВКП(б)
Дирижер Мелик-Пашаев армянин беспартийный
Дирижер Штейнберг еврей беспартийный
Дирижер Небольсин русский беспартийный

До последних дней был зам. директора филиала Большого театра Габович еврей член ВКП(б)

Художественный руководитель балета Мессерер еврей беспартийный
Зав. хором Купер еврей беспартийный
Зав. оркестром Кауфман еврей беспартийный
Главный концертмейстер Жук еврей член ВКП(б)
Главный администратор Садовников еврей беспартийный

Дело подготовки и выдвижения музыкальных кадров в высших учебных заведениях также почти полностью находится в руках нерусских людей. Так, в Московской государственной консерватории директор Гольденвейзер — еврей, его заместитель Столяров — еврей. Все основные кафедры в консерватории (фортепиано, скрипка, пение, история музыки) находятся в руках евреев: Гольденвейзера, Фейнберга, Цейтлина, Ямпольского, Мострас, Дорлиак, Гедике, Пекелиса и др.

В Ленинградской государственной консерватории директор Серебряков (русский), заместитель директора — Островский (еврей), руководители ведущих кафедр — евреи (Штейнберг, Эйдлин, Гинзбург и др.).

Не случайно поэтому, что в консерваториях учащимся не прививается любовь к русской музыке, к русской народной песне, и большинство наших известных музыкантов и вокалистов (Ойстрах, Э. Гилельс, Флиер, Л. Гилельс, Фихтенгольц, Гинзбург, Пантофель-Нечецкая и др.) имеют в своем репертуаре главным образом произведения западноевропейских композиторов. Оканчивающие консерваторию вокалисты и музыканты не знают совсем русских народных песен.

Вопиющие извращения национальной политики допущены в Московской филармонии. Здесь всеми делами вершит делец, не имеющий никакого отношения к музыке, беспартийный Локшин — еврей, и группа его приближенных администраторов-евреев: Гинзбург, Векслер, Арканов и др. В результате групповой, узконациональной политики этого руководства, осуществляемой при содействии Главного управления музыкальных учреждений Комитета по делам искусств, проведенные в период войны филармонией сокращения штатов ударили прежде всего по составу известных русских исполнителей. Из штата филармонии были отчислены почти все русские: лауреаты международных конкурсов — Брюшков, Козолупова, Емельянова; талантливые исполнители и вокалисты — Сахаров, Королев, Выспрева, Ярославцев, Ельчанинова и др. В штате же филармонии остались почти одни евреи: Фихтенгольц, Лиза Гилельс, Гольдштейн, Флиер, Эмиль Гилельс, Тамаркина, Зак, М. Гринберг, Ямпольский и др.

С санкции Комитета по делам искусств за время войны ликвидированы оркестры народных инструментов в Москве и Ленинграде. Теперь в СССР нет ни одного оркестра народных инструментов, если не считать остатков Московского оркестра, подобранных Радиокомитетом.

На выдвижение и воспитание музыкальных кадров большое влияние оказывает музыкальная критика. Преобладание среди критиков также нерусских (наиболее активно в печати выступают: Шлифштейн, Рабинович, Гринберг, Коган, Альтванг, Гольденвейзер, Житомирский, Мазель, Цук[к]ерман, Хубов, Долгополов, Келдыш, Глебов) нередко приводит к неправильному, тенденциозному, однобокому освещению в печати вопросов музыки (например, длительное замалчивание концертов лучшего советского пианиста Софроницкого (русского) и пространные отзывы о концертах Э. Гилельса, Ойстраха, Фихтенгольца и др.).

Этому в значительной мере способствует то обстоятельство, что во главе отделов литературы и искусства наших центральных газет стоят также нерусские:

Газета «Правда» зав. отделом литературы и искусства Юнович еврейка

Газета «Известия» —" — Войтинская еврейка

Газета «Вечерняя Москва» —" — Орликова еврейка

Газета «Литература и искусство» зав. музыкальным отделом Рабинович еврей

—" — зав. отделом театра Бассехес еврей

—" — секретарь редакции Горелик еврей

Издательство «Музгиз» директор Гринберг еврей

Это положение с кадрами в искусстве, сложившееся на протяжении ряда лет, требует немедленного вмешательства и принятия решительных мер уже в ближайшее время.

Управление пропаганды ЦК ВКП(б) считает необходимым проведение следующих мероприятий. Вменить в обязанность Комитету по делам искусств при СНК СССР проводить последовательную и неуклонно правильную национальную политику в области искусства. Обязать Комитет по делам искусств:

разработать мероприятия по подготовке и выдвижению русских кадров (музыкантов-исполнителей, вокалистов, режиссеров, критиков и руководящего состава учреждений искусства);

провести уже сейчас частичное обновление руководящих кадров в ряде учреждений искусства (филармония, консерватория, управления Комитета и т.д.).

Начальник Управления пропаганды ЦК ВКП(б) Г. АЛЕКСАНДРОВ

Зав. отделом Управления пропаганды ЦК ВКП(б) Т. ЗУЕВА

Ознакомился.

Н. Шаталин. 22 августа 1942 г.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 123. Л. 21—24. Подлинник


Должности в Ленинградской государственной консерватории были в августе 1942 г. особенно лакомы!

А что жыдовины уселись на эти должности в блокаду? Нет. Вы наверное жалеете что не успели талантливые скрипачи на должности хлеборезов перейти. какая несправедливость.

Самотек в работе учреждений искусства

Пользователь master_ly сослался на вашу запись в записи «Самотек в работе учреждений искусства» в контексте: [...] Еще и речи нет о безродных космополитах. Оригинал взят у в Самотек в работе учреждений искусства [...]

Еще война в самом разгаре, и речи нет о безродных космополитах. Есть только дружба и единство народов .

да-да-да...

А что уже началось потом...

Ну вот, а многие до сих пор считают, что главным врагом в 1942 году были гитлеровцы...

можно поинтересоваться - считаете ли вы такое положение вещей результатом предпочтения евреев своих соплеменников по нац-признаку?

(Deleted comment)
Пользователь rebeka_r сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] Л. 21—24. Подлинник Метки: документы ссср отсюда-http://allin777.livejournal.com/240738.html [...]

Как интересно.
Значит, лето 1942 г. - начало компании по внедрению русского патриотизма. Тогда, видимо и православие затеяли отчасти реабилитировать.

Постепенная эволюция советского режима от интернационализма к национализму наблюдалась примерно с 1934-го года, о чём Николай Тимашев писал ещё в 1948-м году в известной книге "The Great Retreat". Когда в ноябре 1936-го Политбюро запретило пьесу Демьяна Бедного "Богатыри", а Керженцев в "Правде" писал о "героической борьбе народа против иноземных нашествий" и хвалил "народную удаль, смекалку, храбрость, хитрость, великодушие" и даже роль духовенства, то направление развития было уже совершенно очевидно -- см., например, сообщение НКВД о реакции на постановление среди интеллигенции (http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/58255)

После этого переписывание российской истории в "национал-большевистском" направлении, набравшее обороты после 1936 года, было вполне естественным, а в мае 1941-го года Жданов уже говорил Димитрову о необходимости борьбы с "безродным космополитизмом" на основании указаний Сталина на эту тему (см. запись в дневнике Димитрова от 12-го мая). Так что когда в июне началась война с Германией, то почва для дальнейшего поворота от интернационализма к национализму была уже готова, хотя некоторые коррективы Сталину и Ко пришлось внести. Например, официальная кампания по "борьбе с космополитизмом" была отложена до конца войны, а антисемитская политика проводилась тихой сапой, как видно из вышеприведённого документа.

Edited at 2013-10-10 11:09 pm (UTC)

Пользователь laubsaege сослался на вашу запись в записи «разное» в контексте: [...] Originally posted by at Самотек в работе учреждений искусства [...]

Самотек в работе учреждений искусства

Пользователь bumblebeat сослался на вашу запись в записи «Самотек в работе учреждений искусства» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самотек в работе учреждений искусства [...]

Через 70 лет по-прежнему актуально!

Пользователь sofya1444 сослался на вашу запись в записи «Через 70 лет по-прежнему актуально!» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самотек в работе учреждений искусства [...]

Комменты, я чаю, обещают быть......

Пользователь invisio сослался на вашу запись в записи «Комменты, я чаю, обещают быть......» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самотек в работе учреждений искусства [...]

Как-то они не до конца дошли. Не хватает предложения высвободившихся работников искусства отправить на фронт

ну кстати на фронте работники искусства были востребованы по своей специальности :)
тоесть можно задать вопрос а откуда у этих товарищей бронь?

Вот зачем они Гедике в евреи записали?
Такое впечатление, что "евреями" в сознании Александрова/Зуевой были, скорее, "безродные космополиты", которые не дают русским людям учиться петь русские народные песни в консерватории, и т.п..

Думаю, что никакого самостоятельного сознания у Александрова/Зуевой не было. Судя по тексту, это исполнение распоряжения сверху, скорее всего самого Сталина. Вряд ли в компетенцию Александрова входило самостоятельное определение того, что является "извращением национальной политики партии", а что нет.
Такого права и у товарищей Андреева, Маленкова и Щербакова не было.

В советские времена симфонический оркестр под управлением Геннадия Рождественского должен был выступать на телевидении.

Глава ТВ СССР Лапин побывал на репетиции и потом недовольно спросил Рождественского:

- Почему у вас в оркестре так много евреев?

Рождественский в ответ тоже задал вопрос:

- Вы на скрипке играть умеете?

- Нет.

- И я нет. А они умеют.

Неостроумно. Тем более для евреев. Надо держать марку.)
И более чем сомнительна такая нелепость из уст столь крутого политикана как Лапин.

Мало, мало сейчас евреев в оркестрах.
То ли ряды пожидели, то ли жиды порядели...
Шаббат Вам Шалом!

Дык Юра Лучинский (Мент52) надысь вернулся к истокам - не знали?
Ну, задаст он там, на Обетованной, всем перцу!!! )))

Великий Сталин познал русскую душу и знал, как и чем потрафить русскому человеку